Проблемы общества потребления

проблемы в обществе потребления

Довелось нам жить в сложный век всеобщего потребительства — причем не только материальных вещей, но и нередко куда более серьёзных — человеческого отношения. Посмотрите, как сейчас активно навязываются нам новая версия айфона, суперплоский гнутый экран телевизора, который сделает картинку реалистичной, культ еды, культ красивой и богатой жизни. В соцсетях мы стремимся показать глянцевую сторону своей жизни, отбрасывая сложности и неприглядность. Мы хотим сделать всё реалистичным, а сами окружаем себя искусственными цветами, пластмассовыми вещами, видимостью чего-то, чем на самом деле не являемся.

Даже вот это — предновогоднее… Скидки кругом! Конечно, предприниматели не дураки. Они давно завысили цены, а потом объявляют о благодушной и беспрецедентной акции: 50 или даже 70 процентов скидки. И многие верят. И у многих включается автоматически: «О, раз скидки, надо пойти и купить сейчас». Потому что мы люди-роботы. Автоматы, которые едят, потому что «надо», выпивают стакан вина или бутылку пива вечером, потому что «надо расслабиться», смотрят бесконечные новости, потому что «надо быть в курсе событий», читают бестолковые книги, потому что «это же мировой бестселлер», покупают новый планшет или пятую шубу, потому что «это модно»… Люди-автоматы. Которые живут, не задумываясь, что они делают и главное — зачем.

живем в обществе потребления

Вы думали когда-нибудь, почему мы так стремимся дарить друг другу подарки? Вроде бы ответ очевиден — мы хотим порадовать близких и друзей. Но часто ли мы угадываем с подарком? Будьте честными сами с собой — 50/50. Иногда угадываем, а иногда нет. Ну, а как часто вам не угадывают с подарком? Примерно так же. И что вы делаете с этими вещами или всевозможными мелкими сувенирами, магнитами и статуэтками? Храните. Лично у меня есть целая коробка, куда до недавнего времени сваливалось всё это, ненужное мне добро. Безусловно, я испытываю благодарность людям, которые проявили внимание и принесли мне несколько минут радости. Но потом приходит понимание, что мне не нужен этот предмет. Теперь я просто передариваю такие вещи. А почему бы и нет? Вещь принесла мне радость, она какое-то время побыла у меня. Но у меня не нашлось ей применения, так почему бы не отправить её дальше — пусть она принесет кому-то еще пару добрых мгновений. По-моему, это честно. По отношению и к самому себе, и по отношению к вещи.

Но традиционная позиция людей-автоматов выражена коротко: «Подарки — не отдарки». Или «Нельзя передаривать подарки». Всё логично — потому что общество потребления призывает нас постоянно покупать и складировать, заваливая свои скромные  квадратные метры бесконечными мелочами, сундучками и коробочками. Кстати, это ведь тоже отдельный бизнес — создание красивых и ёмких коробочек, целых систем хранения.

Или эта «гонка» за новыми моделями телефонов, телевизоров, автомобилей… Подчас мы покупаем новый телефон не потому, что старый перестал работать, а просто потому, что вышла новая версия, более усовершенствованная, с б́ольшим количеством функций и возможностей.

Мы хотим обладать…

Мы всегда стремимся приобрести что-то, что подчеркнет — я тоже современный человек.

проблемы общества потребления

И тем самым мы оказываемся заложниками бесконечного количества вещей, которыми зачастую просто не пользуемся. И мы не только не задумываемся о том, что эти вещи «занимают место», но и вообще не обращаем внимания на их наличие. А между тем: «чтобы у вас появилось что-то новое, нужно освободить для него место». Этот принцип понятен далеко не сразу. Потому что иногда на смену выкинутого миксера может прийти не новый кухонный комбайн, а новое Знание. Вы сами определяете, что именно приходит в вашу жизнь.

Но ладно, когда речь идет о материальных ценностях. А как часто мы также потребительски относимся к людям, которые нас окружают. Мы считаем, что нам должны угождать, слушать и слышать, делать для нас то, что нам хочется.  Мы действуем, не задумываясь, что можем задеть чувства другого человека, потому что люди для нас — это тоже вещи. Часто бывает так — кто-то один раз сделал нам доброе дело, просто потому, что ему это было не трудно. Или потому что он добрый человек. Но вот, он помог нам один раз, затем второй. А потом мы уже воспринимаем его помощь как нечто само собой разумеющееся, и даже не думаем о благодарности. Как будто бы он подписал договор — всегда обслуживать нас. Всегда прийти на помощь. Быть рядом. Быть нашей вещью. Которая такая же современная и безотказная, как наш новый шестой айфон.

И потом мы удивляемся, что не можем наладить контакт с близкими или друзьями. Потому что сами привыкаем требовать, ожидать чего-либо в первую очередь от других, но не от самих себя. Мы даже в своих проблемах склонны обвинять всех, кого угодно, только не самих себя.

Ко всему этому мы приучаемся с детства — просить подарки у Деда Мороза, за конфетку убирать игрушки, и бить стул, если об него ударились ногой. Мы в первую очередь зачастую ориентируемся на: «А что я получу, делая это» или «А чем мне может быть полезен этот человек». Всё это мы впитываем из окружающего нас мира потребления. И именно потому, что наше сознание зачастую автоматизировано до максимума — потому что жить надо быстро и не задумываться о сложных вещах.

Между тем, именно осознанность дает возможность увидеть истинное положение вещей. Именно сейчас стали приходить малыши, которые склонны к осознанности и категорически выступают против автоматизма с его бездумным, а главное — бесчувственным подходом к жизни.

И потому так важно включаться в эту жизнь в настоящем времени — учиться внимательно смотреть на мир вокруг нас и наслаждаться настоящим моментом. По пути на работу заметить цветы, которые ароматно украшают клумбы. Или обратить внимание на необычное сердечко из облаков. Улыбнуться этому сиюминутному подтверждению красоты и изменчивости жизни. Или сделать что-нибудь приятное кому-нибудь. Без повода.

пора включить осознанность

Конечно, невозможно представить современную жизнь совсем без материальных ценностей, потому что часто они упрощают наш быт, украшают наше существование. Но вместе с тем, важно помнить о духовной составляющей жизни на этой Земле. Ведь мы все приходим сюда не затем, чтобы в конце жизни взять с собой новейший ноутбук и карточку с парой сотен тысяч баксов. Мы получаем опыт, который невозможно измерить никакими материальными показателями. И на самом деле, вовсе не количество вещей и не количество знакомств делает нас счастливыми.

One thought on “Проблемы общества потребления”

Добавить комментарий для Martin Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *